Мясной скандал в Европе

Повториться ли ситуация в России? Пресс-конференция Власова Н. А. (+ звук)

Во вторник 5 марта,  в медиацентре «Российской газеты» прошла пресс-конференция заместителя Руководителя Россельхознадзора, Главного ветеринарного инспектора РФ  Николая Анатольевича Власова на тему: «Ветеринария и экономика. Мясной скандал в Европе, грозит ли России повторение ситуации?»


Предыстория мясного скандала


История с обнаружением ДНК лошадей в лазанье и полуфабрикатах их говядины в странах Европы, по словам Власова, началась следующим образом:


«Некая компания осуществила крупномасштабную фальсификацию мясных продуктов. Подробности и детали трудно себе представить, поскольку сведения отрывочные, а не полные. Что произошло? Где-то были лошади, по-видимому, спортивные. Период их использования истек и по правилам, которые действуют в ЕС, животных надо было убить и отправить на утилизацию. Очевидно их, чтобы не платить за утилизацию и получить мясное сырье с отрицательной стоимостью, отправили в переработку».


Как отметил Николай Анатольевич, животные должны были быть отправлены именно на утилизацию, а не в переработку по ряду причин. Дело в том, что существуют правила содержания продуктивных животных, предусматривающие ряд ограничений. Многие лекарственные препараты на таких животных запрещены, другие нельзя применять за определенный срок до убоя. В отношении спортивных лошадей все эти правили, естественно, не действуют.


«Где это произошло – непонятно, - рассказывает Власов, - Большинство указующих перстов направленно на Румынию, но румынский заместитель министра сельского хозяйства говорит, что, скорее всего, это было во Франции».


Насколько опасна конина в мясе?


«Именно факт обнаружения конины в говядине почти не опасен, - отметил эксперт. - Есть лишь минимальная опасность, она связана с тем, что в мясе этих лошадей нашли некое вещество, которое является лекарственным препаратом, не разрешенным к использованию на людях. А люди, естественно, съели эту лазанью и, естественно, это вещество в свой организм получили. Ничего такого страшного сейчас не произошло, но, тем не менее, сам симптом этот страшненький».

Кстати на пресс-конференции упоминался и еще один «мясной скандал», также произошедший недавно в Европе. В Великобритании в халальном мясе обнаружили говядину. То есть также имела место подмена одной продукции другой. В том и другом случае относительно дешевым мясом было заменено более дорогое,  в обоих случаях говядина.


Как конина превращается в говядину


«Когда мы берем любой из этих фактов изолированно, - комментирует ситуацию Власов, - вроде, ничего страшного не происходит. Когда мы их берем вместе и сопоставляем с теми данными, которые мы регулярно получаем, делая мониторинг продукции из ЕС, то оказывается, что в системе обеспечения безопасности продуктов питания существует большая-большая дыра.


Вот вы представьте себе – сертифицирующий ветеринар. Есть кодекс МЭБ, для нас это – как ветеринарная библия. Это простейшие правила, их не очень много и они должны неукоснительно соблюдаться любым ветеринаром, который проводит сертификацию. Одно из этих правил – сертифицирующий ветеринар должен удостоверять от лица государства только то, что он лично знает, в чем он уверен. А теперь представьте себе, ветеринар ЕС (не важно, Франция или Румыния), официальный врач, сертифицирует, что это говядина, а это конина. А почему тогда не труп собаки?»


По мнению Власова, ветеринары дают подобные заключения не под внешним давлением, а просто, не посмотрев на продукцию.


«Можно представить себе, что ему дали большую взятку, но для Европы это не очень характерное явление. То есть ветеринар, почти наверняка, сертифицировал то, чего он даже свойств не знает. Ни свойств, ни происхождения, - отметил он. - В результате это «непонятно что» попадает в пищевую пирамиду».

Аналогичная ситуация и со скандалом вокруг «халяльной свинины».

«Свинину с говядиной перепутать может только очень незнакомый с обоими видами мяса человек и скорее всего спьяну – аргументирует Власов. - Потому что любой нормальный человек, я уже не говорю о ветеринаре, говядину со свининой не перепутает –  они совершенно не похожи, даже по виду. А, тем не менее, это происходит».


По словам Власова, новых фактов Россельхознадзор не получил. Он лишь получил дополнительное подтверждение тому, что с сертификацией продукции в Европе существуют очень большие проблемы.
«Наверняка эти явления были и в прошлом, - отметил он, - и такое будет в будущем. Понятно, что это проблема обеспечения прослеживаемости продукции из животных в Европе и понятно, что она давала сбои и до этого, но они оставались незамеченными или замятыми. И сейчас, если европейцы каких-то категорических мер не предпримут, мы с этим снова столкнемся».


Ситуация с кониной в России


Заместитель руководителя Росселхознадзора подчеркнул, что сейчас в России нет никакой угрозы для жизни и здоровья людей, даже если допустить, что эта продукция в большом количестве попала в нашу страну.
«А мы пока нашли всего лишь одну небольшую партию, содержащую конину, - отметил Власов. - Сейчас будем проводить еще мониторинг на эту тему. Тем не менее,  несмотря на то, что в этом случае большого риска для жизни и здоровья потребителей российских не возникло, мы получили сигнал, который дополняет, имевшиеся у нас заранее данные о том, что эти риски существуют. Завтра мы можем что-нибудь другое получить в каком-нибудь мясном пироге».

Николай Анатольевич Власов - о методах защиты от ввоза некачественной продукции на территории РФ


С кониной в России ситуация гораздо проще, чем в Евросоюзе. Потребление конины в нашей стране оно имеет совершенно другую историческую традицию, чем в Европе. Больше лошадей содержатся сейчас на мясо и на молоко, чем содержатся для спортивных целей. А те лошади, которые содержатся для спортивных целей, они обычно на убой не идут.


«Конина – мясо одно из наиболее безопасных в смысле инфекционных патологий, – говорит Власов. - А лошади, которые содержится для еды, это обычно такие регионы страны, где вообще с остатками лекарственных средств очень хорошо все обстоит, потому что их там традиционно никто не лечит.


На самом деле, это и есть самый хороший тип содержания. Знаете, как содержат Ангусов в США? Ноль медицинской помощи. Если даже при родах  минимальное осложнение, допустим, задержание последа, все – корова уже выбраковывается. Вот это нормально. Ветеринары должны считать телят. И если очень ценное животное, может быть зашить ему какую-то рану только. Но чем меньше они лечат продуктивных животных, тем лучше для всех».


В России риски с попаданием в продукцию из конины лекарственных веществ ситуация намного проще, чем в Европе и риски сведены к минимуму.


Как рассказал Власов: «По болезням лошадей Россия благополучна. Надзор производится так же, как и за любым другим мясом. Лошади убиваются только на бойнях, каждое животное подвергается осмотру в момент отправки на мясокомбинат. На мясокомбинате оно подвергается входному ветеринарному контролю (предубойное освидетельствование). После убоя ветсанэкспертиза – оценка внутренний органов и мяса, наличие симптомов болезней, поражений паразитами и т.п. и браковка, если подозрения есть. У нас были случаи с проблемной рыбой, морепродуктами (достаточно часто, особенно по аквакультуре), были проблемы со свининой и даже с говядиной (сибирская язва), а вот с лошадями я вообще ни одного скандала не помню, хотя объем производства достаточно значительный».

О сложностях ввоза племенных животных в Россию читайте здесь

©

Статьи абонентов портала